Имеются две версии о происхождении названия «Измайлово». Первая говорит об Измаиле Прокопьевиче, внуке некоего Шая, выходца из ханской Орды. Вторая версия говорит об Измайловых как о выходцах из Литвы, состоящих на службе у тверского князя. В 1446 году воевода Лев Измайлов возглавлял союзническую тверскую рать. В благодарность московский князь пожаловал ему имение, позднее названное «Измайлово».
С середины XVI века и до 1652 года Измайловым владели Романовы-Юрьевы. Одним из них был шурин царя Ивана IV Грозного, Никита Романович Юрьев.
После 1652 года, когда вотчина отошла в Приказ Большого Дворца и стала царским имением, территория ее простиралась от Черкизова на севере до Гиреева и Кускова на юге, от Семеновского на западе до Пехра-Покровского на востоке. В состав этой обширной территории входило и нынешнее Северное Измайлово, к тому времени мало заселенное.
В 1663 году был издан указ царя Алексея Михайловича о заселении земель и создании 548 дворов пашенных крестьян и 216 дворов торговых и ремесленных людей. Переселенцы из-под Костромы образовали целую слободу, названную Колдомка, поскольку происходили они из костромской Колдомской волости. Так возникла улица Колдомка, переименованная в 1922 году в Никитинскую – в память участника декабрьского восстания 1905 года работника фабрики «Измайловская мануфактура» – Г.И.Никитина.
Помимо этого в Измайлове жили переселенцы из деревни Аламово Переславль-Залесского уезда и Литвы из Валдайского и Алатырского уездов. Производился тщательный отбор переселенцев; в указе сказано: «про переселенцев пашенных и мастеровых разведать подлинно, чтоб в тех людях воров никаких отнюдь не было…». И все же насильственное переселение, быстрота, с которой создавалось хозяйство царя Алексея Михайловича в Измайлове, имели отрицательные последствия – много было беглых крестьян, бежавших в южные края. В годы восстания Степана Разина (1666-1667 гг.) в Измайлове осталось всего 183 двора.
СЕРЕБРЯНКА, Измайловка,
в древности — Робка, река на северо-востоке Москвы, левый исток р. Хапиловки. Общая длина 12 км, в черте Москвы 8,6 км, в том числе 3,7 км в открытом русле. Берет начало из болота за МКАД, входит в город близ шоссе Энтузиастов, протекает по Измайловскому лесопарку, проходя через Серебряно-Виноградный пруд, в р-не 1-й Пугачёвской ул. сливается с р. Сосенкой и образует р. Хапиловку. На берегах С. находились села Ивановское, Черкизово и Измайлово (отсюда и второе название С. в верховьях — Измайловка). Названий водных объектов с основами серебро, серебряный большое количество, ср., например в басс. Оки: Серебренка, Серебровка, Серебряная и др. Как правило, гидронимы такого рода указывают не на наличие в окрестностях месторождений серебра (хотя в отдельных случаях и это возможно как мотив номинации), а на прозрачность и чистоту воды, на ее сверкание, красоту места.
ИЗМАЙЛОВСКИЕ ПРУДЫ,
на востоке Москвы, в долине р. Серебрянки, на территории Измайловского лесопарка. Общее название для каскада из 13 прудов, соединенных протоками. Общ. пл. 42,2 га. Пруды известны с кон. XVII в., среди них наиболее крупный — Лебедянский (16 га), название не совсем ясного образования, видимо, от основы лебедь; старое его название — Лебедевский. Круглый пруд, находящийся близ аллеи Большого Круга в Измайловском парке, имеет полукруглую форму (отсюда название; прежде назывался Софроновским). Красный пруд — «красивый». Серебряно–Виноградный пруд находится в пойме р. Серебрянки (поэтому в XVII в. он назывался Серебряным или Серебрянским) в р-не Первомайской ул., близ станции метро «Измайловский парк». Часть пруда, известная как Виноградный пруд, получила свое название благодаря тому, что в плодовых садах Измайлова — вотчины царя Алексея Михайловича — выращивались различные южные фрукты и овощи, в том числе виноград. Ольняной пруд известен москвичам как Олений, но это ошибочное название. Г. П. Смолицкая и М. В. Горбаневский (1982) показали, что в XVIII в. его называли Ольняным, т. к. в нем мочили лен (приезжие псковские мастера произносили Ольняной вместо Льняной; со временем в московской речи это название превратилось в Олений).
В Измайлове были и другие пруды специального назначения: Стеклянный (из него вода шла на нужды стекольного завода), Пиявочный (в нем для лечебных целей разводились пиявки), Зверинецкий (брали воду для большого зверинца), Просянский (по Просянскому саду, в котором разводили полевые сельскохозяйственные культуры, в том числе просо) и т. д. Почти все из этих прудов ныне не существуют, на месте некоторых из них болота и сырые луга.
.